С 2015 года нам постоянно поступали заказы на разработку мобильных приложений и треть всех заказов были приложения по доставке еды. Выполнив несколько заказов мы пришли к выводу, что многим кампаниям, суши барам, ресторанам, кафе, пиццериям, бургерным, шашлычным и подобным организациям, которые занимаются доставкой еды на дом и в офис, невыгодна дорогостоящая разработка.
Поэтому мы стали использовать свои наработки, развивая свою CRM систему по доставке и предлагая клиентам не покупать её полностью, а пользоваться только её функционалом с ежемесячной оплатой, за подписку. Так мы смогли сформировать постоянную команду разработки и вести разработку постоянно. Клиентам же это намного выгоднее, нежели самим нанимать команду разработки, тем более что все новинки и обновления они получают регулярно.
Плюс быстрый рост доставки и появление такого явления как убер и каршеринг, позволило клиентам принять систему пользования программным продуктом с оплатой за время пользования, а не покупки дорогостоящего ПО или разработки с нуля. Так мы начали копить и развивать экспертизу на рынке разработки сервисов для доставки.
Привлечение клиентов мы начали с разработки коммерческого предложения и совершения холодных звонков. Мы считаем что на B2B рынке этот шаг надо сделать первым, не сайт, не рекламные кампании в интернете не помогут Вам привлечь первых клиентов, так назывемых евангелистов, адвокатов бренда, вовлеченных клиентов , которые поверят вам и будут вместе с вами развивать продукт. Потому что конкуренты будут на вашем фоне выглядеть в разы сильнее, потому как они начали раньше. Когда клиент сам ищет ваш продукт (услугу), то он проводит некий тендер, делает табличку, анализирует не спеша. А при холодном звонке, у клиента ещё нет такой явной потребности.
Если сразу вложить много денег в разработку продукта, не имея клиентов, то не понятно на этом этапе, какая же на самом деле ценность для клиента является в вашем продукте основной? Нужно ли добавлять новую фичу? Готов ли клиент за неё платить? Нужна она ему или нет? Всё это гипотезы и пока нет клиентов, так и остануться ими. А нам нужны были продажи, а не “раздувание щек”, показывая какие мы крутые, что строим стартап. Рисование логотипов и мечтания о том как продать подороже стартап, кофе, печеньки, смузи, красивые офисы в Сити и другая атрибутика фантазеров-лентяев, которая сформировалась в неокрепших мозгах стартаперов- это не про нас. Мы боевые.
Вместо разработки сайта на старте проекта мы создали аккаунт в инстаграме, оформили его и запустили, с помощью сервиса масфолловинга Бублик, начали привлекать клиентов на автопилоте. Настроили автоподписку и лайки на аккаунты наших клиентов которые оставляют хештеги доставкаеды, роллы, суши, пицца и подобные им. Так всего лишь потратив 1200 руб мы привлекли десятки обращений, 3000 целевых подписчиков в инсте за 6 месяцев. Когда клиентов стало достаточное количество и прибыль с проекта стала превышать зарплаты команды разработки мы стали по чуть-чуть вкладывать в рекламу и маркетинг, разработали сайт, настроили рекламу в поисковиках и социальных сетях, таким образом поток клиентов увеличился в десятки раз и требования к продукту стали выше. Полностью сменили команду разработки. Внедрили SCRUM. Вот краткая история жизни стартапа за 1 год. По сути это алгоритм продвижения любого it стартапа с минимальными вложениями и рисками. Пользуйтесь им)