1 сентября 2022 года закон о маркировке рекламы № 347-ФЗ вступил в силу. А спустя еще два месяца закончился переходный период, предполагавший отсутствие ответственности за нарушения.
В этой статье разбираемся, как осуществляется маркировка рекламы, и в чем заключается суть закона. А также какие штрафы могут быть назначены лицам, не выполнившим новые требования.
Главные нововведения
Маркировка рекламы в интернете (нововведения никак не затрагивают оффлайн-рекламу) — это не просто небольшое техническое требование. Законодатели разработали целую систему, которая будет отслеживать весь путь рекламного сообщения от заказчика до размещения. Выглядит она так:
- Роскомнадзор создал единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
- Каждое рекламное сообщение имеет уникальный идентификатор (токен), обеспечивающий простоту отслеживания на всех этапах.
- За сбор информации и ее обработку отвечают операторы рекламных данных (ОРД) — утвержденные законодателями организации.
- Передавать информацию в ОРД может как распространитель рекламы (тот, кто ее публикует или обеспечивает размещение на интернет-площадке), так и рекламодатель/заказчик.
Помимо уникального идентификатора, каждое рекламное сообщение теперь должно иметь пометку «Реклама» и содержать информацию о рекламодателе или его сайте. Размеры этих элементов не регламентируются. Однако они не должны быть слишком маленькими, иначе проверяющий орган может счесть их отсутствующими.
Что нужно маркировать
Маркировка рекламы с 1 сентября 2022 года обязательна для каждого сообщения, показывающегося на территории России, даже если распространяется информация об иностранной компании. Исключением является социальная реклама.
Поэтому маркировать нужно:
- рекламные посты в социальных сетях;
- размещающиеся на сайтах баннеры;
- рекламу в публикуемых блогерами видео;
- контекстные и таргетированные объявления.
Размещения дополнительных пометок и получения токенов не требуют:
- рассылки через электронную почту, SMS, пуш-уведомления;
- статьи;
- социальные проекты, в которых участвуют медийные лица.
Обязательная маркировка рекламы не требуется для записей телевизионных и радио- передач, в которых есть «родная» реклама, которая транслировалась при оригинальном показе.
В чем суть закона
В едином реестре интернет-рекламы будет храниться весь путь рекламного сообщения, а также количество его показов. Получить эту информацию сможет каждый из участников цепочки, от заказчика до распространителя. А также государственные органы — ФАС, Роскомнадзор, налоговая.
Закон призван обеспечить прозрачность рекламного рынка.
Как получить идентификатор
Как было указано выше, маркировка рекламы с 2022 года предполагает наличие у каждого сообщения уникального идентификатора (также называемого токеном или маркером). Он должен включаться в ссылку, по которой кликает пользователь, заинтересовавшийся публикацией. Если ссылки нет (например, при интеграции сообщения от рекламодателя в видеоролик на YouTube), идентификатор указывается прямо поверх изображения.
Получить токен можно у одного из ОРД, которых на момент написания статьи Роскомнадзором утверждено семь:
- МТС;
- Вымпелком;
- Сбер;
- Яндекс;
- VK;
- Озон;
- Амбердата.
На сайтах операторов уже начала появляться информация о том, как получить идентификатор. Пока что разные ОРД запрашивают разный перечень сведений о рекламодателе. Со временем, скорее всего, он стандартизируется.
При этом важно не только получить токен, но и отчитаться выбранному оператору о результатах показов объявления после его «открутки».
Какие предусмотрены штрафы
Законодатели посчитали правильным назначить следующие штрафы за маркировку рекламы, вернее, за ее отсутствие:
- для физических лиц — от 2000 до 2500 рублей;
- для юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.
Согласно устным заявлениям Роскомнадзора, штрафовать начнут только с марта 2023 года. Предполагается, что компаниям нужно время для адаптации к новым условиям и реорганизации части рабочих процессов. Однако «на бумаге» это не закреплено, и в теории, получить штраф можно уже сейчас.
Подведем итоги
Новая маркировка рекламы требует от рекламодателей:
- размещения визуальных пометок на рекламных сообщениях;
- получения для каждого объявления идентификатора еще до его публикации, и включения этого идентификатора в ссылку;
- передачи в ОРД отчета о статистике рекламного сообщения, и связанных с ним расходах и договорах с подрядчиками.
Вы можете выбрать любое ОРД, и заключить с ним договор. Чтобы не нарваться на штраф, проведите в своей компании мини-аудит. Разберитесь, какие материалы попадают под нововведения, а какие нет, и примите меры для соответствия закону.