Бизнес-гуру Стив Бланк рассказал корреспонденту Firstnews о том, как работает американская бизнес-модель, причинах возникновения “Силиконовой долины”, а также о том, что в “Долине” “выстреливает” лишь каждый десятый проект.
FN: В России известно об уровне образования в США, о том, какие компании создаются в “Силиконовой долине”. Однако не все российские предприниматели склонны верить американским бизнес-гуру “долины”, поскольку США – это где-то далеко и там делается бизнес по другим правилам. Что Вы скажете на этот счет?
– Первое, чтобы я сделал, то решил бы для себя – хочу ли я сделать “посредственную” компанию или компанию “мирового класса”. Я не хочу никого обидеть, но это факт, что мир развивается за пределами России, если говорить о бизнесе в интернете. Российский предприниматель, желающий создать “мировую” компанию, сам определит свои главные цели и без советов бизнес-гуру, и без замечаний клиентов, однако нужно понимать, что находясь в Петербурге, мало что увидишь. Поэтому мой первый совет – перед тем, как приступить к стартапу, посетите “Силиконовую долину”, и вам будет легче понять, сможет ли ваша компания конкурировать на рынке “любителей” или “профессионалов”.
FN: Да, но здесь нужно понимать, что российские правила игры в бизнесе имеют свои особенности.
– Думать, что бизнес в США и России кардинально различаются – неверно. Прежде всего, нужно пояснить, что мы говорим не о таких компаниях как “Газпром” и ЮКОС, мы говорим о стартапах, которые вначале не отличаются масштабом, – вспомним Google и Facebook всего пять лет назад. Главное правило, которое объединяет бизнес всех стран мира и отраслей – крайне тяжелая и обильная работа.
FN: Тем не менее, это совсем разные культуры.
– Я убежден, что российские предприниматели и инженеры гораздо умнее американских. У американцев есть единственное преимущество: мы работаем 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, вот в чем единственная разность. И чтобы принять такой режим, не нужны жесткие инструкции. В России, я заметил, предприниматели ждут от какого-то указаний, и похоже, это ментальная черта, но не склад интеллекта.
Логично предположить: раз американцы вышли из независимой культуры ковбоев, то “Силиконовая долина” заключает некоторые черты этой культуры. Это не так. “Силиконовая долина” – продукт интеллекта предпринимателей. То же самое с последствиями Советского Союза. На предпринимателей в России культура оказывает определенное влияние, но оно не является основой характера ведения бизнеса. Бизнес – это ремесло, которое всего лишь требует навыков.
FN: Что Вы думаете о влиянии российских властей на предпринимательство?
– Я думаю, стартапы слишком малы, чтобы чувствовать какое-то влияние правительства. Более того, я знаю, что власти России даже заинтересованы в развитии малого бизнеса (Известно, что некоторые заинтересованные представители российских властей предлагали Стиву Бланку деньги, чтобы тот приехал учить предпринимателей, как делать успешные стартапы – прим. ред.).
Говоря о влиянии властей, предприниматели просто выбирают легкий путь, приняв “достаточно хорошие условия для бизнеса” и плывя по течению. И компания будет всегда второй не потому, что так устроено в России, а потому что предприниматель не желает быть первым. Уверен, что в России бизнес станет продвигаться от “достаточно хорошего” до “мирового класса”.
Если вернуться к “Силиконовой долине”, здесь нет “второго места”, и никто за него не получает “приз”. У предпринимателей есть лишь соревновательный дух и тяжелая работа. Это позволяет им быть первыми и смотреть на мир, но не только на США. И повторюсь – это не потому что американцы умней русских.
FN: Обратимся к Вашим лекциям. Они учат, как создавать успешный и уникальный бизнес. Но рынок очень большой и все компании не так уж уникальны. Что же делать им? Ведь их никто не учит.
– В “Силиконовой долине” 90% стартапов терпят неудачу, и это считается хорошим результатом. Инвесторы делают деньги на 10% инвестиций, как это было с Facebook, Google, Twitter и т.д. Сложившаяся сегодня система не может работать без конкуренции – кто-то выходит вперед, кто-то остается позади и продолжает работать дальше.
FN: В результате на рынке лишь несколько компаний, которые генерируют 90% аудитории. Разве это нормально?
– Нужно вспомнить, что прежде чем Facebook привлек 750 млн человек, существовала MySpace – всего четыре года назад. До MySpace была AOL. Это вы сейчас смотрите на эти компании, как на что-то непобедимое и невероятное, но есть еще миллион 24-летних студентов, которые сидят в своей спальне и собираются выставить Facebook с рынка.
То, что происходит сейчас, уникально. За последние десять лет люди перешли с ПК на смартфоны. Миллиарды людей, имеющие мобильные устройства, могут работать в Facebook и Twitter. Теперь вы можете запускать приложения, которые пять лет назад вы могли запустить только на ПК.
А еще через пять лет компьютер будет стоить $30 вместо $300, как сегодня. Так что вскоре миллиарды людей будут иметь компьютер в кармане, и постоянно запускать новые приложения. Ключевая идея здесь – отсутствие информации о стартапах, которые делают эти приложения сейчас и будeт делать их в ближайшем будущем.
FN: Вы пропагандируете мысль о том, что нужно зарабатывать больше и больше, не меньше миллиарда в год. Но все компании не могут так работать, что же им делать?
– В прежние времена, когда мои родители были предпринимателями, они могли открыть продуктовый магазин. Сегодня можно открыть магазин в Интернете. И это кардинальное изменение окружающей среды и малого бизнеса, в частности. И кому-то вполне достаточно этого магазина. Поэтому, чтобы думать о миллиарде, нужно оценить идею компании, достаточно ли она глобальна, чтобы принести миллиард. В противном случае можно продолжать работать и довольствоваться малым. Понимаете, о чем я говорю?
FN: Вернемся к России. Каково ваше мнение о проекте “Сколково”, который называют “Российской Силиконовой долиной”? Подчеркну, что проект создается правительством.
– Я понимаю, к чему вы ведете, однако раскрою секрет – “Силиконовая долина” тоже была создана по инициативе правительства, в частности, разведслужбами США. На эту тему есть замечательное видео лекции одного из профессоров Стэнфордского университета. Вы можете найти его на YouTube.
Из истории следует, что Вооруженные силы США вынуждены были обратиться в Стэндфордский университет с просьбой построить “оружие” против Советского Союза. Это было началом создания “Силиконовой долины”. А когда СССР запустил спутник, Америка была в панике, мы думали, что проиграем “холодную войну”.
Именно тогда началось активное правительственное кредитование инвесторов в еще зарождавшейся “Силиконовой долине”, чтобы те начали оперативнее работать над созданием спутников. Можно сказать, что действия Советского Союза спровоцировали создание “Силиконовой долины”.
FN: Знаете, в подобных бизнес-школах часто преподают методом case-study. Что вы думаете о кейсах?
– Я не использую кейсы. Я ненавижу кейсы. Предпочитаю учить, основываясь на опыте. С помощью кейсов можно узнать, как управлять крупной компанией, с помощью опыта – стартапом. Тем не менее, я начал свою карьеру с анализа кейсов, но затем я обнаружил, что этот метод годен, если преподавать студентам в Гарварде, которые планируют запуск компании уровня IBM. Здесь учат, как выполнять ту или иную задачу, совсем по-другому обстоят дела с малыми компаниями или стартапами. Стартапы требуют индивидуального подхода и оригинальной бизнес-модели, и кроме того, умения работать в хаосе.
Материал взят с источника
Добавить комментарий