Удержать клиента, увеличить прибыль: секреты гибкости компании

Наше время предъявляет повышенные требования к любому предпринимателю. Уже недостаточно просто открыть магазин, компанию или даже несколько, чтобы иметь успешное дело. Старые формы ведения коммерческой деятельности стремительно умирают одна за другой. Как же выжить в этой постоянной борьбе?

Вячеслав Шпагин
343
27

Любой организм, живущий ныне на нашей планете, обязан самим фактом своего существования одному простому, но незаменимому механизму – возможности приспосабливаться под изменяющийся мир. Однако в живой природе на такую эволюцию уходят сотни тысяч лет, а вот у творений рук человеческих этого времени нет — в наш стремительный информационный век эволюционировать приходится практически на ходу.

Тот, кто осознал это и смог приспособиться – выжил. Гибкость – вот основа успешной жизни для современной компании. Как это выглядит на практике? Очень просто. Посмотрите вокруг – подавляющее большинство предприятий застряли в 20 веке, поэтому в 21 веке они неконкурентоспособны из-за архаичности организации труда и производства. И особенно это заметно в нашей стране.

Доходит подчас до смешного. В одной из редакций, где доводилось трудиться автору этих строк, в штате держали наборщика текста. Точнее, человек выполнял несколько функций, но одной из них являлся набор текста под диктовку. Дело в том, что в газете работал журналист пенсионного возраста, который не удосужился за последние 20 лет обучиться элементарному – набрать свой текст на компьютере.

Проблема не в частном конкретном человеке, который, быть может, имеет даже веские причины так жестоко тупить. Проблема в том, что огромное, просто запредельное количество наших компаний подобны таким вот героям из каменного века.

Конкуренция философий
Среднестатистическая компания сегодня – это обязательно офис (удалённые методы работы даже не рассматриваются) и полный комплект тунеядцев, которые на эффективность компании никак не влияют: начиная от охранников и заканчивая вытряхивальщиками пепельниц.

И практически любая компания сегодня – это тотальная бюрократия. Люди могут сидеть в соседних кабинетах и днями решать вопросы, выполнение которых требует пяти минут при правильной организации рабочего процесса. Особенно грешат этим государственные компании. Впрочем, коллеги из частного сектора тоже не отстают.

А вот потом приходит какой-нибудь условный Uber или Airbnb и уничтожает целые отрасли бизнеса. Какие конкурентные преимущества предлагают современные компании, которые не оставляют шанса динозаврам, пусть пока ещё и сильным?

- Скорость. Ни одна классическая модель не может состязаться в оперативности выполнения задач с новыми формациями бизнеса. Как быстрее и удобнее снять квартиру – с помощью риелторского агентства или сайта Airbnb? Ответ очевиден.

- Технологичность. Новые гибкие компании делают архаикой бумажный документооборот и любые лишние телодвижения. Всё, что нужно клиенту для получения твоего товара или услуги – это любой смартфон и интернет.

- Нет бюрократии. Как приблизительно работают современные офисы? Возьмём, скажем, обычный — по продаже и установке металлопластиковых окон. Рабочий день начался. Пришла уборщица, открыла и убрала помещение, пришли менеджеры, начали пить чай. Позвонил клиент. Менеджер выслушал заказ, передел данные замерщику, тот выехал, замерил окна, приехал, отдал замеры установщикам. Установщики освободились на следующий день, к вечеру поехали и поставили окна. Чтобы разово получить товар и услугу, потребовались два дня и работа примерно пяти-шести, а то и десяти человек (посчитаем директоров, бухгалтеров компании и прочих причастных к волшебству оконного бизнеса).

- Лучшие цены. Ни один архаичный офис, вынужденный оплачивать сам себя и кучу других лишних расходов, не сможет предложить потребителю условия и цены лучше, чем компания, исповедующая гибкость.

Как выбраться из болота?
Конечно, наивно было бы предполагать, что это так просто – взять и построить свой собственный Убер. Это действительно не просто. Что же делать тем, кто хочет жить в условиях появления новых форм организации работы компаний? Ответ прост – стремиться в пределах разумного соответствовать новым вызовам. Вот несколько несложных советов, которые помогут сделать шаг в верном направлении.
1. Прежде всего – не бойтесь перемен.

Очень многие попросту не решаются хоть на какую-либо модернизацию из-за страха перемен. Или боязни нарушить хрупкое равновесие. Предприниматель думает: «Вроде копеечка капает — и ладно. А начни сейчас реформы – один неверный шаг и разоришься». Безусловно, такой риск всегда есть. Но сейчас уникальность ситуации в том, что в любом случае выручка будет падать, а компании закрываться. Вопрос лишь во времени. Гибкие компании отбирают рынок, кроят его самым неожиданным и непредсказуемым образом. Однако поезд ещё не уехал! Стало быть, лучшего времени, чтобы начать модернизироваться — не будет.

2. Проведите честную ревизию

Вот честно – вы считаете своё предприятие конкурентноспособным? Подумайте, если бы вы были своим собственным клиентом – остались ли довольны услугой или продуктом?

3. Наведите порядок со штатом

Посмотрите, как и на что расходуются рабочее время и другие ресурсы, имеющиеся в распоряжении персонала. Могут ли сотрудники выполнять свою работу дома? Проанализировав эти вещи, вы можете решить, к примеру, что можно съехать в офис значительно меньше и дешевле, отправив часть сотрудников по домам, а то и вовсе перейдёте на полностью удалённый тип работы с использованием CRM, благо сейчас их очень много, в том числе и бесплатных.

4. Оцените свой бизнес на предмет технологичности и автоматизации

Если у компании нет современного красивого сайта или страниц в соцсетях – то о чём мы вообще говорим? Вы будете смеяться, но до сих пор многие не считают нужным и важным использовать современные средства коммуникации с потребителем и каналы рекламы. Хотя это уже, по сути, вчерашний день, все эти соцсети и сайты. Сейчас в тренде нейронные сети и машинное обучение. Изучите свой бизнес на предмет того, где можно внедрить автоматизацию или применить новые технологии. Результат вас удивит.

5. Учитесь! Ищите!

Как и в любой инновационной сфере – готовых решений по внедрению гибкости нет. Эта живая, непрерывно трансформирующаяся сфера. Предприниматель, который хочет преуспеть, должен быть в курсе стремительно меняющейся обстановки и всех трендов. Не стесняйтесь общаться с более удачливыми новаторами, перенимайте опыт, учитесь. Самое страшное – это закостенеть и решить, что знаешь всё и уже достиг своего потолка. Жизнь убедительно показывает, что это не так.

P. S. Ну и главное – вы всегда можете рассчитывать на помощь экспертного сообщества. Обращайтесь за любыми консультациями в агентство «Алакрис». Мы открыты всегда и для всех.